У Евгения Евтушенко есть второе лицо
Автор: Борис Войцеховский
Только что вышедшая стихотворно-фотографическая книга "Дай Бог..." открывает мало кому знакомые стороны жизни поэта, увидеть которого у нас в стране теперь легче всего на телеэкране, в программе "Поэт в России больше, чем поэт"
"Евгений Евтушенко - это своего рода стихийное бедствие. Явление его похоже на извержение солидного вулкана или небольшое землетрясение. Или на тропический ураган с ласковым именем "Женя" - так начинается повесть Эдуарда Трескина "Как стать звездой", вошедшая в только что изданную книгу "Дай Бог...".
Для кого-то Евтушенко действительно извергающийся вулкан, для кого-то же, а их наверняка большинство, просто талантливый человек. Что лучше - не известно, да и не имеет особого значения. Главное, что писатель читаем на протяжении многих лет, несмотря на то, что в России появляется теперь только в перерывах своей американской преподавательской деятельности да по большим праздникам.
Страждущие увидеться чаще вынуждены ограничиться его авторской телепрограммой "Поэт в России больше, чем поэт" (она идет на каналах РТР и РенТВ), но это слабое утешение. Возможно, "Дай Бог..." все же сумеет заполнить образовавшийся вакуум.
Это не привычный сборник стихов, хотя в него включены произведения, многим из которых перевалило за тридцать (некоторые даны в переводе на английский Джона Апдайка). Это и не фотоальбом, хотя снимков в издании примерно столько же, сколько и стихов. Скорее всего книга похожа на черно-белое немое кино с маленькими сюжетами, не пересказывающими биографию, а создающими образы Евтушенко - то официального, то совершенно неформального. Открывающими второе, мало кому знакомое, лицо поэта.
Сергей Свинцов, автор всех фотографий, вошедших в книгу, рассказывает:
- Я снимал Евгения Александровича, стараясь замечать подробности, не доступные простому зрителю: работа над фильмом "Детский сад", пробы на роль Д'Артаньяна, его потрясения во время празднования своего пятидесятилетия в Олимпийском, когда на целый час был отключен микрофон. Кстати, с этим юбилеем у меня была интересная история: в те годы каждому известному юбиляру давали какой-нибудь орден. Евгений Александрович жутко хотел орден Ленина, но получил орден "Дружбы народов" (который впоследствии вернул государству) и очень расстроился. Так я со своей женой подарил ему орден Ленина, принадлежавший когда-то дедушке моей супруги. Евтушенко очень обрадовался,.. а потом прикрепил его на колючую проволоку и повесил на столбик из колымского барака, висящий на стене его кабинета в Переделкине.
Но наиболее интересным, на мой взгляд, блоком является съемка во второй день свадьбы поэта (это было первого января). Я щелкал аппаратом целые сутки, направлял объектив на всех, кто под него попадался, - хотел показать взаимоотношения гостей.
Забавный эпизод произошел сразу же после прибытия на свадьбу Андрея Вознесенского в шикарной мохнатой шапке. Его тост был краток: "Я рад присутствовать на свадьбе великого русского поэта!". Знавшие натянутые отношения двух литераторов замерли в ожидании ответа. "Я рад, что ко мне на свадьбу пришел еще один великий русский поэт!" - парировал Евгений Александрович...".
"Меня часто фотографировали, - прокомментировал книгу Евгений Евтушенко, - но в основном как некий общественный символ, так называемого поэта-трибуна. Про мою жизнь было множество сплетен - иногда достаточно грязных. Пожалуй, ни одному фотографу не удалось меня увидеть так, как Свинцову. На его снимках это никакой не оракул, никакой не покоритель дамских сердец, а часто смертельно неуверенный в себе человек, замотанный, порой совсем одинокий и не менее несчастный, чем те, кто ему почему-то завидует...".