Поэтика мифа. Мелетинский
В силу всего вышесказанного ясно, что отказ западноевропейской литературы, в основном в XVIII в., от традиционного сюжета, а затем и от "топики" имел принципиальное значение для демифологизации литературы. В XVIII и особенно в XIX в., отчасти и в XX в. утверждаются два новых типа отношения литературы к мифологии, в известном смысле соотносимые с реализмом и романтизмом. Первый тип - сознательный отказ от традиционного сюжета и "топики" ради окончательного перехода от средневекового "символизма" к "подражанию природе", к отражению действительности в адекватных жизненных формах; второй тип - попытки сознательного, совершенно неформального, нетрадиционного использования мифа (не его формы, а его "духа"), порой приобретающие характер самостоятельного поэтического мифотворчества.
Ранний и вместе с тем классический пример решительного сюжетного новотворчества - "Робинзон Крузо" Д. Дефо. Это - серьезная веха на пути демифологизации. В отличие от "Лузиад" Камоенса, воспевающего героику великих географических открытий с помощью мифологических мотивов и аксессуаров, близкая тема разрабатывается в "Робинзоне" на основе обращения к реальным дневникам путешественников и пиратов, с установкой на бытовой "реализм", на подробнейшее, лишенное всякой парадности описание трудовых будней героя вопреки исключительным условиям, в которых он находится.