Передачи


Читает автор


Интервью


Новости


Народный поэт

Поэтика мифа. Мелетинский



Символический план в обоих произведениях поддерживается мифологическими параллелями, о которых заявляют сами заглавия. В "Поминках по Финнегану" и в "Иосифе и его братьях" уже создается специфический "мифологический роман", в связи с чем влияние Фрейда заметно уступает влиянию Юнга и его теории коллективно-бессознательных универсальных архетипов (ниже мы покажем, что в некоторых важнейших аспектах - и мировоззренческих, и творческих - Джойс и Т. Манн в это же время резко отделились друг от друга).

Заметим, что Джойс относился довольно иронически и к Юнгу, и к Фрейду (их имена несколько раз комически сливаются в одно в "Финнегане"), но это не мешало ему сознательно использовать их схемы, так же как сами мифологические параллели. Т. Манн утверждал, что при написании "Волшебной горы", создавая образ психоаналитика Кроковского, он не читал еще самого Фрейда, а в период "Иосифа и его братьев" он высоко ставил Фрейда и порицал Юнга за "отступничество", но вел при этом серьезную творческую переписку с юнгианцем К. Кереньи - венгерским ученым, специалистом по античной мифологии. Добавим, что оба писателя подолгу жили в Цюрихе - "столице" юнгианской аналитической психологии. Как бы ни соотносилось прямое влияние психоанализа с собственными художественными открытиями Джойса или Т. Манна, они шли в своем творческом пути к мифологизму через микроанализ подспудных психологических слоев.






Интервью с Евгением Евтушенко:

Фотогалерея:

Фотогалерея Евгения Евтушенко