Поэтика мифа. Мелетинский
Негативному социальному опыту в гуще городской суеты героев "Улисса" противостоит позитивный в конечном счете социальный опыт героя "Волшебной горы" в полном удалении от толпы и суеты. И проблема "личность - общество", и проблема "дух - природа, материя" решаются Джойсом и Т. Манном противоположным образом. Душа Ганса Касторпа, как бы запертая в алхимическую реторту испытывает Давление борющихся за нее интеллектуальных сил (плоский рационалист, либеральный резонер Сеттембрини и религиозный мистик, идеолог тоталитаризма Нафта) и враждебной всякому интеллектуализму эмоциональной эротической стихии, представленной практически мадам Шоша, а теоретически - косноязычным "сильным человеком" Пеперкорном. Позиция Касторпа как "медиума" и одновременно "медиатора", ищущего синтеза различных сил, в частности духа и материи, безнадежно "манихейски" разделенных у Джойса, кардинально отличает решение аналогичных проблем в "Улиссе" и "Волшебной горе". Убедившись, что Нафта и Сеттембрини "оба болтуны. Один злой сладострастник, а другой только и знает, что дудеть в дуду разума", герои выбирает "природу", отдается своей любви-болезни к мадам Шоша, но здесь обнаруживается истинная бездна, ему начинает казаться, что материя - это "грехопадение духа", жизнь - "распутство материи", болезнь - "извращенная форма жизни" (т. 4, стр. 38).
На обоих путях - погружения без оглядки в глубины духа и глубины природы - грозит встреча со смертью, что внешне символизируется параллельным самоубийством Нафты и Пеперкорна, а также мотивами "физического" просвечивания-до скелета и "психического" путем психоанализа, спиритизма и т, д. После критического одинокого блуждания в горах во время снежной бури и очистительного сна ("прекрасное человеческое царство - с молчаливой оглядкой на кровавое пиршество" - т. 4, стр. 216) Ганс Касторп приходит к выводу, что "дезертирство и смерть неотделимы от жизни... а стоять посередке, посередке между дезертирством и разумом - назначение Homo Dei" (там же, стр. 215), что "человек - хозяин противоречий" между жизнью и смертью, духом и природой, болезнью и здоровьем. Через синтез духа и природы, интеллекта и эмоциональной жизни Ганс Касторп "социализуется" и внутренне созревшим возвращается "вниз", на "равнину".