Поэтика мифа. Мелетинский
Однако пародийный план совершенно не исчерпывает проблемы отношения "Улисса" к гомеровской "Одиссее". "Улисс" не сводится к пародии. Более того, ирония здесь - необходимая "цена" за обращение к эпосу и мифу. Джойс, так же как и писатели-реалисты, стремится создать эпос современной жизни, но акцент у него падает не на "современную" жизнь (это - лишь неизбежная конкретная форма жизни), а на выявление определенным образом понимаемых им общечеловеческих начал.
Одиссей - любимый герой Джойса - привлекает его своей Жизнестойкостью, изобретательностью и разносторонностью: он великий герой - воин, царь, отец, муж, победитель Трои и в то же время противник войны, пытавшийся избежать участия в ней. Джойс был склонен подчеркивать положительные черты Блума, что дает нам основание видеть в Блуме не только пародию на Одиссея, но, пусть "измельчавшего", но все же своего рода Одиссея XX в. Любопытно, что именно Одиссей был избран впоследствии греческим писателем Казандзакисом, возможно с оглядкой на Джойса, в качестве героя сначала философской драмы (1928), а затем грандиозной мифологизирующей модернистской поэмы (1938).