Передачи


Читает автор


Интервью


Новости


Народный поэт

Поэтика мифа. Мелетинский



Как уже отмечалось, имеется известное сходство между соотношением "Иосифа и его братьев" с "Волшебной горой" и "Поминок по Финнегану" с "Улиссом". Соотношение "Иосифа и его братьев" и "Волшебной горы" также сопоставлялось с отношением I и II частей "Фауста" Гёте (X. Слоховер) или "Годов учения" и "Годов странствований Вильгельма Мейстера" (Ф. Кауфман). "Иосиф и его братья" и "Поминки по Финнегану" представляют как бы два образца мифологического романа, в котором сделан акцент не на психологии, а на мифологии; не мифические параллели и символы подкрепляют внутреннее действие, подчеркивая универсальность глубинных психологических ходов и самого сюжета, а психология служит для интерпретации серии мифологических сюжетов.

Сложность заключается в том, что сама творческая эволюция Т. Манна и Джойса не только сближала их, но и разделяла. В то время как реалистические элементы в творчестве Джойса ослабели, а субъективизм усилился, Т. Манн в период написания "Иосифа и его братьев" на несколько новой основе укреплял реалистический метод, так что некоторые критики (например, X. Слоховер) даже считали, что в "Иосифе и его братьях" осуществлен своеобразный синтез достижений "Будденброков" и "Волшебной горы". Реалистическая объективность позволила Т. Манну подняться над своим мифологическим материалом не для произвольной "игры" с ним, а для анализа мифологического сознания отчасти со стороны, с учетом хотя бы в некоторой степени известной историчности самого мифологического сознания. Поэтому манновский роман-миф есть не только роман-миф, но и роман о мифе. Историзм в "Иосифе и его братьях" несомненно усилился и углубился по сравнению с "Волшебной горой", и проблема "миф и история" решается у Т. Манна совершенно по-другому, чем в "Поминках по Финне гану". В "Иосифе и его братьях", особенно в последних частях, весьма отчетлива вера в возможность социального прогресса, совершенно отсутствующая у Джойса. Кроме того, Т. Манн стремился противопоставить "гуманизированный" мифологизм нацистскому политически-антропологическому мифологизированию, в том числе и нацистскому воспеванию экстатического германского язычества в ущерб иудео-христианской традиции, которую Т. Манн считал важнейшим истоком европейской культуры. Для Джойса существенна общая природа всех мифологий, а не их специфика, выбор мифологического материала в принципе ему был безразличен, хотя, конечно, можно связывать интерес Джойса к кельтским сюжетам с его ирландским происхождением.






Интервью с Евгением Евтушенко:

Фотогалерея:

Фотогалерея Евгения Евтушенко