Поэтика мифа. Мелетинский
История Иосифа у Т. Манна, так же как история Ганса Касторпа в "Волшебной горе", является своеобразным "романом воспитания": Иосиф противостоит своим братьям - близким к природе простым пастухам - в качестве интеллектуальной и художественной натуры, яркой индивидуальности, любимца старого отца - патриарха Иакова. Жестокий опыт "временной смерти" (в колодце, куда Иосифа сбросили братья и откуда он попал рабом в Египет; с точки зрения библейской мифологии это "низ", страна смерти) и дальнейшие испытания в чужой стране, включая демоническое "искушение" со стороны жены хозяина-покровителя Петепра - египетской дамы Мут (аналог мадам Шоша) и грозную опалу, тюрьму и т. д., заставляют Иосифа преодолеть свой инфантильный эгоизм, обрести жизненную мудрость.
Вытекающая отсюда манновская "объективность", проявляющаяся и в заботе о правдоподобии, дает ему возможность развернуть библейский миф в подлинно эпическое повествование, в котором древний сюжет с большим тактом и мастерством преобразуется в реалистический роман. Поэтому стилистически Т. Манн стоит на другом полюсе и чем Джойс с его чисто экспериментальной манерой повествования, и чем исторический роман на библейские темы (Ф. Верфель, Шолом Аш и др.), игнорирующий проблему мифа.