Передачи


Читает автор


Интервью


Новости


Народный поэт

Поэтика мифа. Мелетинский



"В этом случае налицо явление, - рассуждает Томас Манн, - которое можно назвать подражанием или преемственностью, налицо мировосприятие, видящее задачу индивидуума в том, чтобы наполнять современностью, заново претворять в плоть готовые формы, мифическую схему, созданную отцами" (т. 1, стр. 138). Т. Манн говорит об "ассоциативной многослойности мышления Иакова" (т. 1, стр. 114), о том, "что в мире Иакова духовное достоинство и "значенье", - употребляя слово "значенье" в самом прямом смысле, определялось богатством мифических ассоциаций и силой, с какой они наполняли мгновение" (т. 1, стр. 108). Речь, таким образом, идет и о неотчетливом выделении индивида из архаической общности, и о бессознательно-коллективном слое его сознания, и о полусознательной ориентации на разыгрывание традиционных ролей, об ассоциативной многослойности, символичности самого мышления, о прелогическом его характере в духе леви-брюлевских партиципаций. Все эти особенности архаического мышления Томас Манн очень выразительно называет "лунной грамматикой" в противоположность дневной, "солнечной" ясности строго рационального мышления. Однако Т. Манн, конечно, допускает, что "в менее точные часы" и сознание современного человека (это было продемонстрировано еще в "Волшебной горе") может следовать правилам "лунной грамматики".

Во многом верное понимание своеобразия мифологического мышления у Томаса Манна выражается, в частности, и в том, что он ощущает особую связь стихии повторяемости с ритуалами: "миф - только одежда тайны, но торжественный ее наряд - это праздник, который, повторяясь, расширяет значение грамматических времен и делает для народа сегодняшним и былое, и будущее" (т. 1, стр. 74). Действительно, мифологическая память о прошлом оживает именно в ритуалах, именно в ритуале происходит наглядная актуализация мифических сюжетов, их применение к настоящему. Так называемая мифологическая повторяемость - это практически повторение мифа в ритуале, хотя циклические представления и характерны для некоторых категорий мифов, а в новейшей литературе и науке очень часто признаются чуть ли не основным и универсальным проявлением самого мифологического мышления в его оппозиции с мышлением историческим. Это - узловой момент в поэтике мифологизирования. Соответствующий взгляд на вещи во многом подсказан популярным ритуализмом Фрейзера и его последователей, чье влияние несомненно испытали и Джойс и Томас Манн.






Интервью с Евгением Евтушенко:

Фотогалерея:

Фотогалерея Евгения Евтушенко