Поэтика мифа. Мелетинский
РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ МИФОЛОГИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ РОМАНЕ
Мы не будем подробно останавливаться на еще одном - четвертом основоположнике мифологизирования в прозе XX в. Д. Г. Лоренсе. Лоренс черпает представления о мифе и ритуале в еще большей мере, чем другие авторы, из "Золотой ветви" Фрейзера (отчасти из книги Краули "Мистическая роза"). Именно оттуда он извлек модели "священного брака" богов плодородия, "козла отпущения" как неизбежную ритуальную жертву, образ наделенного магической силой "чужака";
в контексте фрейзеровских теорий упоминаются у Лоренса имена античных и древневосточных богов - Диониса, Адониса, Артемиды, Кибелы, Изиды, Астарты, Персефоны, Ваала и т. д. Лоренс также испытал сильное влияние Ницше и психоанализа. Тяга к мифологизму у него - это, несомненно, реакция на ненавистную ему "буржуазную прозу" современной цивилизации.
В противоположность Джойсу Лоренс - крайний антиинтеллектуалист, и обращение к древней мифологии для него - это бегство в область интуиции, инстинкта, свободного секса, "здоровой природы" и ее мистического утверждения в красочных мистериальных ритуалах, т. е. мифологизм его апологетичен и окружен своеобразным неоромантическим ореолом. Если в рассказах "Англия, моя Англия" (1922) ритуально-мифологические мотивы (скрытое ритуальное жертвоприношение девушки, хтонические демоны в образе шахтеров, обряды плодородия, козлы отпущения, "тотемический" образ лисы, незнакомец-цыган, наделенный мистической силой) еще ощущаются как некий сюжетный подтекст и отчасти определяют композиционную последовательность эпизодов, то в его "мексиканском" романе "Пернатый змей" (1926) прямо воспеваются дохристианские (доколумбовые) кровавые экстатические культы ацтекских богов Кецалькоатля (пернатого змея) и Уицлипоцли, возрождаемые героями романа Районом Карраско и Сиприано. Такого рода апологетический подход к мифам, ритуалам, магии и т. п. как средству спасения от современной дряхлой цивилизации в художественном плане гораздо архаичнее, чем мифологизирование Джойса, Кафки и Т. Манна, и, собственно, не развивает поэтики мифологизирования, основанной на интерпретации современной культуры мифотворческими средствами. Соответственно нельзя относить к поэтике мифологизирования и созданное в отличие от Лоренса в плане глубокого осуждения описание пробуждения первобытных инстинктов и экстатических ритуалов у оставшейся на необитаемом острове группы английских мальчиков в романе У. Голдинга "Повелитель мух" (1954).