Поэтика мифа. Мелетинский
Из различных вариантов мифологизирования в прозе, возникших в первой четверти XX в., наибольшее влияние на последующие опыты мифологизирования оказал Джойс своим "Улиссом", стоящим на магистральном пути западного модернизма. Восторженной рецензией встретил в 1923 г. "Улисса" именно за его мифологизм Томас С. Элиот, который писал, что "использование мифа, проведение постоянной параллели между современностью и древностью... есть способ контролировать, упорядочивать, придавать форму и значение тому Громадному зрелищу тщеты и разброда, которое представляет, собой современная история".
Идеологические и эстетические позиции раннего Элиота близки к джойсовским, так же как и его приемы мифологизирования, особенно в поэме "Бесплодная земля", где реминисценции из евангельских и буддийских легенд, "Парцифа-ля", в соединении со скрытыми цитатами из Данте, Шекспира, Вагнера и других авторов, организуют сюжетную ткань. Очень характерно, что "Парцифаль" воспринят Элиотом сквозь призму исследований А. Л. Уэстон, которая в книге "От ритуала к рыцарскому роману" (1920) возводит его сюжет к аграрным мифам и обрядам, описанным Фрейзером. У Элиота мифологема смерти - воскресения парадоксально оборачивается мотивом невозможности и нежелания "воскресения" на мертвой "бесплодной земле", в которую превратился мир. Мы не будем останавливаться на творчестве Элиота, так как ограничили свою задачу рассмотрением мифологизма в жанре романа.